УМКД ВАЛЕОЛОГИЯ Материалы к занятиям на заочном факультете

УМКД ВАЛЕОЛОГИЯ
Материалы к занятиям на заочном факультете

Задания для контрольной работы по дисциплине «ВАЛЕОЛОГИЯ»

Выполнение контрольной работы, предусмотренное учебным планом для заочного обучения, предполагает самостоятельную работу студента с использованем основной и дополнительной литературы по дисциплине, с опорой на методические указания, полученные на первой лекции по данной дисциплине и при выборе задания.
Выполнение контрольной работы является одним из условий допуска студента к зачёту. Контрольная работа должна быть представлена преподавателю на проверку до дня зачёта.
Контрольная работа по дисциплине «Валеология» включает три задания, охватывающих различные разделы курса и предусматривающих различные виды работ.
Общие методические рекомендации по выполнению работы едины для всех, конкретную же тему студент выбирает из приведённого в приложении списка при получении задания и согласовывает с преподавателем.

Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учеб.- 2-е издание., испр. — М.: Флинта: Наука, 2005; 5-е издание — М.: Флинта: Наука, 2007.
2. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум. — М.: Флинта: Наука, 2002.
Дополнительная литература
1. Бах Б. 100 самых популярных способов оздоровления. Рецепты здоровья. — М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.
2. Канке В.А. Философия менеджмента. Учебник для вузов. — М.: КНО.Рус, 2010.
3. Масияускене О.В., Муравянникова Ж.Г. Валеология / под общ.ред. Б.В.Карабухина. — Ростов-н-Д., Феникс, 2011.
4. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2002.
5. Столяров В.И. Философия спорта и телесности. Монография в 2-х кн. — М.: Университет книга, 2011.
6. Поговорим о вашем здоровье. — М.: Изд-во ДРД, 2012.
7. Телль Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. Т.1.- М.: ООО «Издательство АСТ», Астрель, 2001.
8. Чумаков Б.Н. Валеология: Учебное пособие. — М.: Пед. Общество России, 2002.
9. Щадилов Е. Энциклопедия полного очищения организма. — М.; СПб., 2005.

Задание 1. Проект группы здоровья.
К вопросам: Пропаганда здорового образа жизни; Организаця физической тренировки в оздоровительных целях
Вы организуете группу здоровья для определённой социальной группы людей и должны составить проект. Для этого надо:
1. Определить специфику данной социальной группы населения — факторы риска, особенности
образа жизни и трудовой деятельности.
Выбрать основные направления коррекции здоровья и профилактики профессиональных
заболеваний, оптимальные формы организации занятий.
2. Составить план спортивных занятий в группе здоровья:
1. Состав группы: количество участников; возраст (или иные характеристики).
2. Цель занятий: что выработать, сформировать, усилить, устранить, компенсировать и т.д. — в соответствии со спецификой.
3. Режим тренировки: сколько раз в неделю (периодичность), длительность каждой тренировки; уровень нагрузки.
4. Примерные упражнения на тренировке.
5. Возможные итоги занятий (соревнования, тестирование, показательные выступления и т.п.).
3. Запланировать иные виды занятий, кроме спортивных — (Не обязательно)
4. Спланировать рекламу организуемой группы.
1. Придумать название группы.
2. Составить текст рекламы — 5 — 8 фраз, с призывом заниматься в данной группе.
3. Определить, где будет размещена реклама и кто должен на неё откликнуться.
Возможный вариант выполнения задания (на примере дошкольников) приведён в Приложении 1.

Для выполнения задания выбрана социальная группа: (см. Приложение 2)

Задание 2. Написание реферата: Анализ одной из оздоровительных методик
К теме: Современные оздоровительные программы.
План анализа
1. Автор методики — имя, годы жизни, страна, образование, «путь» в валеологию.
2. Содержание методики — основные принципы, средства воздействия, труды основоположника
(если известны).
3. Анализ с позиции физиологии: действующие факторы и механизм оздоровительного
воздействия, кому в первую очередь рекомендуется, возможные противопоказания.
4. Критика методики — положительные и отрицательные стороны.
5. Применение методики в наше время.
6. Личное отношение автора реферата к данной методике.
7. Резюме — краткий вывод из нескольких фраз: суть методики, её оценка, рекомендации к
использованию. (Так, чтобы можно было записать в конспект лекции.)

Обязательно указать источники: печатные и электронные. Объём реферата — 5-7 страниц.
На практическом занятии предполагается выступление по теме реферата.

Для выполнения задания выбрана тема реферата: (см. Приложение 3)

Задание 3. Оценка уровня своего физического здоровья по методике
КОНТРЭКС-2
К теме: Диагностика и оценка уровня здоровья.
Порядок выполнения теста см. в Приложении 4.
В работе следует привести свои баллы по всем показателям, с указанием названия показателя. Вывод — свой уровень физического здоровья.
Приложение 1
Возможный вариант выполнения задания 1

Социальная группа — дошкольники.

1. Специфика: в дошкольном возрасте дети ещё не имеют прочно сформировавшихся привычек и легко воспринимают предлагаемые образцы. Задача: сформировать навыки здорового образа жизни, предотвратить формирование и закрепление вредных привычек. Работа должна вестись в сотрудничестве с родителями. Надо учитывать и то, что дети способны влиять на поведение родителей. Таким образом, есть возможность через детей привлечь к здоровому образу жизни и их родителей. Форма организации занятий — игровая, с частой сменой форм деятельности.

2. План спортивных занятий в группе здоровья:
1. Состав группы:
количество участников — 10-15 человек;
возраст — 4-5 лет.
2. Цель занятий:
сформировать привычку к систематическим занятиям физической культурой, навыки выполнения физических упражнений, повысить уровень двигательных качеств, научить технике безопасности при занятиях физическими упражнениями
3. Режим тренировки:
3 раза в неделю, длительность каждой тренировки — 30 минут,
уровень нагрузки — средний (для данного возраста).
4. Примерные упражнения на тренировке:
упражнения из комплекса утренней зарядки, гимнастические упражнения, элементы
спортивных игр — пионербол, футбол, «весёлые» эстафеты.
5. Возможные итоги занятий:
четыре раза в год (через каждые три месяца) — комплексные соревнования по типу эстафеты, с обязательным приглашением родителей;
в конце весны (т.е. через год) — семейные «Весёлые старты».

3. Иные виды занятий:
1. Викторины по основам валеологических знаний.
2. Конкурс рисунков на тему здорового образа жизни.

4. Реклама организуемой группы:
1. Название — «В путь за здоровьем».
2. Учитывая возраст потенциальных участников, рекламу адресуем их родителям.
«Уважаемые родители дошкольников! Ваши дети пока ещё под вашим крылом, вы защищаете их от всех бед и болезней. Но скоро они начнут обретать самостоятельность и столкнутся со всеми опасностями и соблазнами нашего нездорового общества. Пока не поздно, научите их правильно строить свою жизнь, избегать вредных привычек и сохранить здоровье на долгие годы. Лучше предупредить болезни, чем бороться с их последствиями! В нашей группе дети легко и весело, в игровой форме освоят азы сложной науки „Как всегда быть здоровым“ и вас ещё многому научат. Приводите детей в нашу группу!»
3. Группа рассчитана на детей данного микрорайона, поэтому реклама размещается возле детского сада, на досках объявлений микрорайона, при возможности — на подъездах многоэтажек.
Также планируется устное выступление перед родителями в детском саду (для этого должна быть достигнута договорённость с администрацией).

Приложение 2
Варианты социальных групп для выполнения задания 1

1. Школьники младших классов
2. Старшеклассники
3. Студенты
4. Семьи с детьми
5. Учителя
6. Сотрудники вычислительного центра
7. Водители общественного транспорта
8. Бизнесмены
9. Домохозяйки
10. Лица с ограниченными возможностями здоровья
11. Пенсионеры

12. Возможны и иные варианты по предложению студента и по
согласованию с преподавателем.

Приложение 3

Темы реферата для выполнения задания 2

1. Йога как система оздоровления.
2. Аутотренинг в системе оздоровления
3. Массаж в системе оздоровления
(варианты — ручной, точечный, бесконтактный)
4. Системы закаливания (возможны конкретные системы)
5. Моржевание как система закаливания
6. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой
7. Дыхательная гимнастика К.П.Бутейко
8. Система аэробики К.Купера
9. Система оздоровления Г.С.Шаталовой
10. Система питания и здоровья П.Брэгга
11. Система питания Г.Шелтона
12. Система оздоровления Порфирия Иванова.
13. Система оздоровления Кацудзо Ниши.
14. Система здоровья Н.М.Амосова.

15. Иное — по предложению студента и по согласованию с преподавателем.

Приложение 4
Система валеодиагностики КОНТРЭКС-2
включает 11 показателей и тестов, которые оцениваются следующим образом:

1. Возраст.
Каждый год жизни дает 1 балл. Например, в возрасте 22 лет начисляется 22 балла и т.д.

2. Масса тела.
Нормальная масса оценивается в 30 баллов.
В предлагаемой системе оценки состояния здоровья за каждый килограмм сверх нормы, рассчитываемой по приведенным формулам, вычитается 5 баллов:
мужчины: 50 + (рост — 150) х 0,75 + (возраст-21):4;
женщины: 50 + (рост — 150) х 0,32 + (возраст-21):5.
Подставить в формулу свой рост и возраст.

3. Артериальное давление.
Нормальное артериальное давление оценивается в 30 баллов. За каждые 5 мм.рт.ст. систолического (верхнего) или диастолического (нижнего) давления выше расчетных величин определяемых по ниже приводимой формуле, из общей суммы вычитается 5 баллов:
мужчины: АДсист. = 109+1,5 х возраст + 0,1 х масса тела;
АДдиаст. = 74+0,1 х возраст + 0,15 х масса тела;
женщины: АДсист. = 102+0,7 х возраст + 0,15 х масса тела;
АДдиаст. = 78 + 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела.
Подставить в формулу свои показатели: давление (АДсист -«верхнее», АДдиаст — «нижнее»), возраст, массу тела.

4. Пульс в покое.
За каждый удар меньше 90 начисляется 1 балл. При пульсе 90 и выше баллы не начисляются. Например, пульс 70 в мин. дает 20 баллов.

5. Гибкость.
Стоя на ступеньках с выпрямленными в коленях ногами выполняется наклон вперед с касанием отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохранением позы не менее 2 секунд. Каждый сантиметр ниже нулевой точки, равный или превышающий возрастную норму приведенную для мужчин и для женщин в таблице, оценивается в 1 балл, при невыполнении норматива баллы не начисляются. Тест проводится три раза подряд и засчитывается лучший результат.
Например, мужчина 22 лет при наклоне коснулся пальцами отметки 11 см ниже нулевой отметки. Согласно таблице, норматив для мужчины 22 лет составляет 9 см. Следовательно, за выполнение норматива начисляется 1 балл и 2 балла за его превышение. Общая сумма составляет 3 балла.

6. Быстрота.
Оценивается «эстафетным» тестом по скорости сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. (норма приведена в таблице). За каждый сантиметр, равный возрастной норме и меньше, начисляется 2 балла.
Тест выполняют в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Ассистент берет 40-сантиметровую линейку и устанавливает ее параллельно ладони на расстоянии 1-2 см. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего края ладони. После команды «внимание» ассистент в течение 5 секунд должен опустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее сжать пальцы в кулак и задержать падение линейки. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки. Тест проводится три раза подряд, засчитывается лучший результат.
Например, у мужчины 22 лет результат составил 10 см., что лучше норматива на 4 см. За выполнение нормы насчитывается 2 балла и за его превышение 4×2=8 баллов. Общая сумма 10 баллов.

7. Динамическая сила.
Оценивается максимальной высотой прыжка вверх с места. За каждый сантиметр, равный и превышающий нормативную величину, приведенную в таблице, начисляется 2 балла. Выполнение теста: обследуемый стоит боком к стене рядом с вертикально закрепленной измерительной шкалой (ученическая линейка длиной 1 м). Не отрывая пяток от пола, он как можно выше касается шкалы поднятой вверх более активной рукой. Затем он отходит от стены на расстояние от 15 до 30 сантиметров, не делая шага, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами. Более активной рукой он касается измерительной шкалы как можно выше. Разница между значениями первого и второго касания характеризует высоту прыжка. Дается 3 попытки, засчитывается лучшая.
Например, у мужчины 22 лет результат равен 58 см. Это превышает возрастную норму на 5 см. За выполнение норматива начисляется 2 балла, за превышение — 5×2=10 баллов. Общая сумма 10+2=12 баллов.

8. Скоростная выносливость.
Подсчитывается максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90 градусов из положения лежа на спине за 20 секунд. За каждое поднимание равное и превышающее нормативное значение начисляется 3 балла.
Например, у мужчины 22 лет результат выполнения теста составил 21 поднимание, что превышает возрастную норму на 4. За выполнение норматива начисляется 3 балла, за превышение 4×3=12 баллов. Итого 15 баллов.

9. Скоростно-силовая выносливость.
Измеряется максимальная частота сгибания рук в упоре лежа (женщины в упоре на коленях) за 30 секунд с начислением 4 баллов за каждое сгибание, равное и превышающее норматив.
Например, при тестировании мужчины 22 лет частота сгибания рук в упоре за 30 сек. составила 21 раз. Это превышает возрастной норматив на 4 и дает 4×4=16 баллов, +4 балла за выполнение нормативной величины. Общий итог 20 баллов.

10. Общая выносливость.
Общая выносливость оценивается по результату 10-минутного бега на возможно большее расстояние. За выполнение норматива, приведенного в таблице, начисляется 30 баллов и за каждые 50 м дистанции, превышающей эту величину — 15 баллов. За каждые 50 м дистанции меньше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5 балов. Минимальное количество баллов, набранных по этому тесту, составляет 0. Тест рекомендуется для лиц, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями.
При групповой форме занятий уровень развития общей выносливости оценивают с помощью забегов на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин.

11. Восстанавливаемость пульса.
После 5 минутного отдыха в положении сидя измерить пульс за 1 минуту, затем сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и вновь сесть. Через 2 минуты вновь измерить пульс за 10 секунд и результат умножить на 6. Соответствие исходной величине (до нагрузки) дает 30 баллов, превышение пульса на 10 ударов — 20 баллов, на 15- 10 баллов, на 20-5 баллов, более 20 ударов — из общей суммы следует вычесть 10 баллов.
Например, у мужчины 22 лет частота пульса до бега была равна 70 в минуту, через 10 минут после 10-минутного бега — 72, что практически совпадает с исходной величиной пульса и это обеспечивает 30 баллов.

После суммирования полученных по всем 11 показателям баллов физическое состояние оценивается следующим образом:

— низкое — менее 50 баллов;
— ниже среднего — 51-90;
— среднее — 91-160;
— выше среднего — 160-250;
— высокое — более 250.

Таблица.
Нормативы двигательных тестов для оценки основных физических качеств

Показатель Возраст, лет
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Гибкость , см муж 9 9 9 9 8 8 8 8 8 8 7 7
жен 10 10 10 10 9 9 9 9 9 8 8 8
Быстрота, см муж 13 13 14 14 14 15 15 15 16 16 16 16
жен 15 15 16 16 16 17 17 18 18 18 18 19
Динамическая сила, см муж 57 56 55 53 52 51 50 49 48 47 46 46
жен 41 40 39 38 37 37 36 35 35 34 33 33
Скоростная выносливость,
кол-во повторений муж 18 18 17 17 17 16 16 16 15 15 15 15
жен 15 15 14 14 14 13 13 13 12 12 12 12
Скоростно-силовая выносливость,
кол-во повторений муж 28 27 27 26 26 25 25 24 23 23 23 22
жен 21 20 20 19 19 18 18 18 17 17 17 16
Общая вынос-ливость

или
10-минут-ный бег, м муж 3000 2900 2800 2750 2700 2650 2600 2550 2500 2450 2400 2370
жен 2065 2010 1960 1920 1875 1840 1800 1765 1730 1700 1670 1640
муж
2000м, мин.сек 7.00 7.10 7.20 7.30 7.40 7.50 8.00 8.10 8.20 8.27 8.37 8.46
жен
1700м, мин.сек 8.43 8.56 9.10 9.23 9.36 9.48 10.00 10.12 10.24 10.35 10.47 10.58

За основу взяты разработки:
Душанин С.А., Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я. «Самоконтроль физического состояния», 1980 г.,
Душанин С.А., Иващенко Л.Я., Пирогова Е.А «Тренировочные программы для здоровья, Киев, 1984 г.

Целью освоения дисциплины »

Теория и методика оздоровительной физической культуры"

является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для реализации организационно-управленческой, производственно-технологической, научно-исследовательской и проектной видов деятельности.
Задачами изучения дисциплины являются: приобретение в рамках освоения теоретического и практического материала знаний, умений и навыков, характеризующих определенный уровень сформированности целевых компетенций, теоретических основ и содержания оздоровительной физической культуры, физической реабилитации инвалидов; умений по организации и проведению занятий физическими упражнениями с лицами с отклонениями в состоянии здоровья; навыков по сохранению и поддержанию организма в активном функциональном состоянии средствами оздоровительной физической культуры.

Общая характеристика контрольной работы и
требования к её выполнению

Контрольная работа является значимой частью освоения дисциплины. Она выполняется в рамках самостоятельной работы студентами заочной формы обучения.
Выполнение контрольной работы, предполагает самостоятельную работу студента с использованем основной и дополнительной литературы по дисциплине, с опорой на методические указания, полученные на первой лекции по данной дисциплине и при выборе задания.
Выполнение контрольной работы является одним из условий допуска студента к зачёту. Контрольная работа должна быть представлена преподавателю на проверку до дня зачёта. Защита контрольной работы проходит в форме собеседования с преподавателем.
Тема работы определяется преподавателем из числа приведённых ниже (см. Приложение 1). По предложению студента тема может быть скорректирована в момент получения задания.

Работа начинается с титульного листа, на котором указывается: название дисциплины, название темы, фамилия и инициалы студента, выполнившего работу, его курс, группа и форма обучения; звание, должность, фамилия и инициалы преподавателя, проверившего работу (см. Приложение 2).
Контрольная работа представляется на листах формата А4, текст набирается в формате Word (шрифт Times New Roman, размер 14, интервал — 1,5).
При выполнении работы рекомендуется использовать не менее пяти источников информации, которые обязательно указываются в конце работы в списке использованных источников. Это должны быть, в первую очередь,источники, рекомендованные преподавателем, кроме того, приветствуется использование самостоятельно подобранных студентами материалов из периодических изданий (изданных на протяжении последних 5 лет), ресурсов Интернета, фактический материал, полученный в организации, где работает студент.
Рекомендуемый объём работы — 10-12 листов. Страницы нумеруются арабскими цифрами и указываются в Содержании.

План работы приводится на первой странице в разделе «Содержание»:
Введение.
Основная часть (возможно деление на главы).
Заключение.
Список использованных источников.

Во введении указывают краткие сведения о роли и значении оздоровительной физической культуры, о возрастающей потребности в укреплении здоровья средствами физической культуры, рассматривают специфические организационные формы и методы, которые предназначены для решения оздоровительных задач.
Изложение материала осуществляется в форме, доступной для студента, не имеющего медицинского образования.
В основной части следует проанализировать роль занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью с целью формирования системы знаний по организации и ведению здорового образа жизни, которая включает:
1) сведения об оздоровительных возможностях занятий физическими упражнениями;
2) методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности и здорового образа жизни;
3) необходимое материально-техническое оснащение физкультурно-оздоровительной деятельности;
4) подход к формированию интересов и потребности в занятиях физическими упражнениями.
В заключении приводится конкретная программа по решению вопросов, затронутых в теме: план реабилитационных мероприятий по данной сфере, задачи, перечень методов, комплекс физических упражнений.
Список использованных источников содержит перечень использованных при написании работы литературных источников (библиографическое описание по общепринятым правилам с указанием автора, названия работы, города и издательства, года издания, количества страниц), электронных ресурсов и иных материалов.

Приложение 1

Список тем для выполнения контрольной работы.

1. Роль и значение оздоровительной физической культуры в современном
обществе.
2. Двигательная активность и здоровье.
3. Методы и средства воспитания физических качеств в оздоровительной физической культуре.
4. Оздоровительная физическая культура в основной период трудовой деятельности.
5. Оздоровительная физическая культура в пожилом и старшем возрасте.
6. Нетрадиционные виды двигательной активности в оздоровительной физической культуре.
7. Общая характеристика и классификация занятий в физкультурно-оздоровительных группах.
8. Самостоятельные формы занятий оздоровительной физической культурой.
9. Профилактика и коррекция здоровья при различных заболеваниях.
10. Особенности использования игровых видов спорта в оздоровительной тренировке.
11. Документация управленческой деятельности в оздоровительной физической культуре.

Приложение 2

Образец титульного листа контрольной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный технический университет»

Кафедра «Философия»

Контрольная работа по дисциплине
«Теория и методика оздоровительной физической культуры»

Тема _______________________________

Выполнил студент группы
__(форма обучения, курс, группа)
( Фамилия, И., О. )______

Проверил
(должность преподавателя)
( Фамилия, И., О.)____

Самара

2015

Методические указания по выполнению курсовой работы
по дисциплине
«Организация и планирование учебно-тренировочного процесса»

Общие положения

Целью освоения дисциплины «Организация и планирование учебно-тренировочного процесса» по профилю «Менеджмент в спорте» является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для реализации организационно-управленческой, производственно-технологической, научно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачами изучения дисциплины являются: приобретение в рамках освоения теоретического и практического материала знаний теоретических проблем и методических принципов программирования и организации учебно-тренировочного процесса; умений по организации и проведению спортивных тренировок, организации спортивного отбора; навыков по проведению учебно-тренировочного занятия, развитию основных физических качеств, поддержанию организма в активном функциональном состоянии средствами спортивной тренировки.
Курсовая работа по данной дисциплине является важным разделом учебной работы и составной частью учебного процесса. Курсовая работа характеризует степень усвоения студентами предметов специализации, умение работать с научной литературой, самостоятельно анализировать существующие проблемы и уметь их описывать.

Цель выполнения курсовой работы состоит в следующем:
— научить студентов подходить к изучению существующих проблем физической культуры, и спорта с научной точки зрения;
— закрепить и углубить теоретические знания, полученные студентами в процессе изучения базовых курсов специализации;
— привить навыки эмпирических исследований, работы с данными, методами математической статистики;
— выработать умение применять теоретические положения базовых учебных дисциплин при разработке практических рекомендаций по улучшению планирования, анализа, принятия управленческих решений, выявления внутренних резервов физкультурно-спортивных организаций;
— углубить навыки самостоятельной работы с литературными источниками, деловыми бумагами, инструктивными и директивными документами;
— привлечь студентов к научно-исследовательской работе с целью формирования студенческого научного актива и отбора наиболее одаренных студентов.
Выполнение курсовой работы по дисциплине «Организация и планирование учебно-тренировочного процесса» завершает изучение курса. Заканчивается курсовая работа открытой защитой с выставлением оценки. Студенты, не защитившие курсовую работу, к экзамену не допускаются.
Курсовая работа является наиболее значимой формой самостоятельной работы студентов. При её выполнении проверяются на только теоретические знания, но и навыки, умения, необходимые для практической деятельности менеджера в сфере физической культуры и спорта. Работа ориентирована на применение студентом теоретических знаний для сбора данных, анализа деятельности спортивно-физкультурной организации и разработки учебно-тренировочного плана.
Курсовая работа является самостоятельным научным исследованием, имеющим теоретическую и практическую (прикладную) направленность. Это исследование должно дать полное представление о том, насколько прочные знания приобрел студент в конкретной предметной области и как он умеет эти знания применять на практике. При выполнении курсовой работы он должен показать глубокие знания специальной литературы, относящейся к теме выбранного исследования, умение ее обобщать и анализировать, делать выводы и предложения.
Студент раскрывает выбранную тему, используя научные материалы конкретной области (менеджмент, маркетинг, бизнес и предпринимательство, автоматизированные системы управления, правовые, экономические, социологические аспекты и т.д.), применительно к сфере управления физической культурой и спортом в различных звеньях и на различных уровнях. При этом он использует свои теоретические знания и практический опыт, приобретенные во время учебы. Изложенные в работе мысли и положения должны быть логичными, доказательными и обоснованными. Результаты курсовой работы должны быть достаточно кратко изложены в заключении, также, как и выводы и предложения, следующие из изложенного материала.

Общие требования к курсовой работе

Выполнение курсовой работы предусматривает следующие этапы:
— выбор темы курсовой работы;
— составление библиографии по выбранной теме;
— реферирование литературы по теме выбранного исследования;
— определение структуры и содержания курсовой работы, ее целей и задач;
— составление плана (графика) выполнения курсовой работы;
— сбор, обработка, (в том числе и статистическая) эмпирического (фактического) материала в соответствии с задачами исследования;
— написание разделов курсовой работы в соответствии с графиком;
— окончательная компоновка курсовой работы и представление ее руководителю и рецензенту;
— подготовка к защите и защита курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы

Первым и очень важным этапом выполнения курсовой работы является выбор ее темы.
Студенты могут выбрать темы в соответствии с тематикой, утвержденной выпускающей кафедрой (Приложение 1). Эта тематика постоянно обновляется и является ориентировочной. Многие темы, представленные в тематике курсовых работ, сформулированы в наиболее общем виде и в дальнейшем требуют своего раскрытия. Более того, студент может предложить тему по своему усмотрению, согласовав ее с руководителем и заведующим кафедрой. Он должен сформулировать выбранную тему и обосновать причину ее выбора.
При выборе темы необходимо учитывать ее научно-практическую актуальность и значимость, в чем должен помочь руководитель курсовой работы. Кроме того, необходимо оценить имеющиеся теоретические материалы и наличие возможности получить эмпирический материал (статистические данные, результаты исследований, табличный материал и т.д.). Курсовая работа не должна носить чисто реферативный характер, а должна быть ориентирована на проведение исследования, связанного с анализом факторов повышения эффективности управленческой деятельности физкультурно-спортивных организаций различного уровня.

Составление библиографии по выбранной теме

Выбрав предполагаемую тему курсовой работы, студент начинает искать, подбирать и составлять библиографию по теме. Библиография составляется на библиографических карточках, которые облегчают ее сортировку и поиск в библиотечных фондах. После этого он показывает составленную библиографию научному руководителю, который просматривает ее, отбирает те источники, которые представляют наибольший интерес с точки зрения выбранной темы.
При подборе и реферировании литературы особое внимание следует уделять новейшим источникам, то есть изданиям последних лет, так как они освещают последние достижения науки в соответствующей области знаний. Кроме этого, возможно использование материалов периодических изданий — научных сборников, журналов (преимущественно изданных на протяжении последних 5 лет), особенно с целью получения эмпирической информации, а также ресурсов Интернета. Приветствуется использование самостоятельно подобранных материалов полученных в организации, где работает студент.

Реферирование литературы по теме выбранного исследования

После этого студент начинает реферирование литературы, чтобы более глубоко разобраться в изучаемой проблеме, иметь о ней представление и суметь составить план, содержание и структуру будущей курсовой работы.
Следует особо подчеркнуть, что студент не сможет определиться с содержанием, структурой, целями и задачами и т.д. своей курсовой работы, если предварительно глубоко не ознакомится с литературой и не зареферирует ее. Реферирование литературы следует проводить на отдельных листах бумаги с полным библиографическим описанием источника в соответствии с ГОСТом и указанием страниц, с которых осуществлялось реферирование. В том случае, если использовался компьютер, реферирование (выписка отдельных наиболее существенных фрагментов текста) осуществляется таким же образом. При «перекачке» текста из Интернета должен быть полностью указан адрес источника и воспроизведены цитируемые части текста с указанием страницы. В дальнейшем, при использовании проработанных данных в курсовой работе, необходимо делать сноски на их источник. Курсовая работа, представленная без соответствующих рефератов, показывающих, что студент работал с литературой, к защите не допускается.
Перед выполнением курсовой работы, написанием отдельных ее разделов, составлением концепции и плана работы, определением ее целей и задач и т.д., необходимо еще раз внимательно просмотреть записи, сделанные в процессе изучения литературы и ее реферирования по отдельным источникам. Кроме того, нужно систематизировать фактические данные об объекте исследования, собранные при помощи различных методов. Это может быть документальный метод (классический, традиционный) или метод контент-анализа, наблюдение (формализованное, неформализованное, открытое, закрытое), опрос (анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос); педагогическое тестирование; социологическое тестирование; экспериментальный метод. Все эмпирические данные должны быть обобщены, тщательно проанализированы, а затем использованы в курсовой работе.

Структура и содержание курсовой работы

Предварительное ознакомление и анализ литературных источников позволяет составить план курсовой работы. Наличие плана обеспечивает последовательность изложения, правильную структуру работы, наиболее полный охват материала по данной теме. В целях более полного освещения материалов по выбранной теме, целесообразно составить план на три — четыре основных вопроса, каждый их которых должен выражать законченную часть работы. При этом необходимо четко определить, какой из вопросов является главным, стержневым. Его раскрытию должны быть подчинены все остальные вопросы плана курсовой работы.
При разработке плана курсовой работы нербходимо помнить следующие основные положения:
— план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы, причем, эти вопросы должны раскрывать и логически дополнять друг друга;
— в плане не должно содержаться вопросов (аспектов), которые не были бы связаны с основной идеей (концепцией) курсовой работы;
— вопросы, которые частично или полностью освещены в предыдущих или последующих разделах работы, хотя и изложенные другими словами, также не должны присутствовать в плане;
— все решаемые в исследовании задачи (подзадачи) должны быть направлены на достижение цели курсовой работы и разрешение поставленной проблемы;
— решенные в работе задачи должны дать ответ на практический вопрос о том, как поставленную (возникшую) проблему можно разрешить;
— проблема, цель и задачи работы должны, кроме теоретического, содержать практический аспект, то есть отвечать на вопрос, что практически делать, чтобы решить поднятую проблему.
Необходимо помнить, что курсовые работы, выполняемые по данной дисциплине, имеют управленческую направленность. А это значит, что содержание работы и ее план должны отражать связь рассматриваемой проблемы со всеми социально-экономическими условиями жизни общества, с основами современного менеджмента, маркетинга, бизнеса, правовыми, экономическими, социально- психологическими и др. сторонами деятельности.
Разработанный студентом и согласованный с руководителем план курсовой работы является основой для дальнейшей деятельности.

Структура и содержание курсовой работы, соотношение ее разделов определяется выбранной темой. В наиболее общем виде рекомендуется следующая схема:

Введение
Основная часть
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Введение. Описывается проблема, возникшая в практике управления отдельными звеньями физкультурно-спортивного движения, и обосновывается актуальность выбранной темы. Значение правильного решения затронутых в работе вопросов определяет цель курсовой работы. Для решения этой цели определяются задачи исследования, которых должно быть не больше 3-4. Необходимо выделить теоретические и практические аспекты цели работы.
Например: теоретический аспект цели курсовой работы — описать механизмы влияния мотивации на поведение людей в организации, а практический — указать, как действовать руководителю в той или иной ситуации.
Кроме этого, во введении указывается объект и предмет исследования, применяемые методы, объем исследования и приводятся его гипотезы. При этом под гипотезами понимаются логически обоснованные предположения о характере связей в объекте, тенденция его развития, особенностях и т.д. Объем введения не должен превышать 2-3 страницы.

Глава 1. В этой главе рассматриваются теоретические вопросы выбранной темы курсовой работы и их практическое значение. Необходимо показать развитие взглядов на рассматриваемую проблему, точки зрения современных авторов, их различия и общие моменты. В этой главе необходимо выбрать какую-то точку зрения (или высказать свою), логически обосновать этот выбор. Студент должен показать, что он хорошо знает литературу, разбирается в проблеме и выбрал для себя какой-то вариант решения проблемы. Глава должна заканчиваться логическими выводами о том, к какому заключению пришел автор курсовой работы в процессе изучения литературы. Ссылки на цитируемых авторов (литературные источники) обязательны. Цитируемых авторов приводят либо в порядке упоминания, либо в алфавитном порядке.
Первая глава должна быть содержательно озаглавлена, чтобы было понятно, о чем в ней идет речь.
Например: «Глава 1 Современные средства контроля и учета спортивного совершенства», а не «Глава 1 Обзор литературы».
Желательно, чтобы теоретическая глава была разбита на несколько разделов, посвященных отдельным аспектам рассматриваемой проблемы. Тогда их нумеруют : 1.1; 1.2; 1.3.
Также в этой главе должен быть раздел, посвященный анализу изучаемого явления (процесса) в сфере физической культуры и спорта.
Таким образом, теоретическая глава курсовой работы дает полное представление о решаемой проблеме и уровне теоретической подготовки студенты.

Глава 2 может быть озаглавлена: Методологические и методические основы исследования. Само название показывает, что в этой главе должны быть приведены данные об исследовании, которое проводит студент. Здесь необходимо показать модель исследования, описать применяемые методы, показать и обосновать изучаемые (измеряемые) показатели, привести инструментарий исследования, обосновать выборку и ее репрезентативность, показать и обосновать применение методов математической статистики. По сути дела, если в первой главе студент описывает, что он будет изучать, то во второй — как он будет это делать. Эта глава позволяет судить о методическом уровне студента и его практических умениях и навыках как исследователя.

Глава 3 содержит анализ состояния изученного вопроса по результатам проведенного исследования. Она должна быть озаглавлена содержательно, чтобы было понятно, о чем в ней пойдет речь, и также состоять из нескольких разделов, отражающих решенные в исследовании задачи.
Третья глава должна содержать таблицы, графики, рисунки и др., иллюстративный материал по теме проведенного исследования. Анализ главы должен показать, как студент умеет сопоставлять и анализировать различные факты и данные реальной социальной действительности, органически увязывать между собой теоретические положения, освещенные ранее, и результаты практического исследования. Заканчивается глава выводами, которые логически следуют из полученных данных.

Заключение. Этот раздел курсовой работы, подводящий под ней черту, должен содержать более развернутые выводы по теоретической и практической частям исследования и обоснование путей, форм и методов решения поставленных в работе проблем. Кроме того, в разделе должны содержаться предложения о том, что надо, на взгляд автора, сделать для улучшения сложившиеся ситуации. Объем заключения не должен превышать 3-4 страниц.

Все части плана курсовой работы следует органически увязать между собой, теоретические и методические положения должны служить отправной точкой для анализа управленческих ситуаций, складывающихся в сфере физической культуры и спорта.

Заканчивается курсовая работа списком использованных источников, которые должны быть расположены либо по мере упоминания, либо по алфавиту.
Список использованных источников содержит перечень использованных при написании работы литературных источников (библиографическое описание по общепринятым правилам с указанием автора, названия работы, города и издательства, года издания, количества страниц), электронных ресурсов и иных материалов.

Вслед за литературой идет раздел Приложения, в котором приводятся табличные данные, не вошедшие в текст графики (если их много), нормативные акты, статистические данные и другой материал, на основании которого делалась курсовая работа.

Требования к написанию и оформлению курсовой работы

Предварительно составленный план курсовой работы не является безоговорочно окончательным: в процессе написания работы он может уточняться, дополняться и изменяться в соответствии с необходимостью. Логическая структура курсовой работы должна «вести» автора от описания проблемы и обоснования ее актуальности, к раскрытию теоретической сущности затрагиваемых в теме вопросов, глубокому анализу фактического материала, обоснованию путей, средств и методов практического решения проблемы.
Работа должна быть написана научным языком с использованием понятийного аппарата той отрасли науки, к которой относится выбранная тема. Следует обращать внимание на корректность и точность применения формулировок, простоту и четкость изложения мысли.
Зачеркивания, вставки, произвольные сокращения слов (кроме общепризнанных), не допускаются. Допустимы только стандартные сокращения слов и словосочетаний. Если есть необходимость в употреблении аббревиатуры, то при первом упоминании в скобках необходимо расшифровать сокращение. Например: ЖЕЛ (жизненная ёмкость лёгких).
Работа должна иметь чистый, аккуратный и опрятный вид, должна быть литературно, грамматически и технически правильно и аккуратно оформлена.
Курсовая работа выполняется на белой бумаге формата А4 рукописным способом или на компьютере.
На компьютере работа набирается следующим образом: поля: — верхнее — 2,2 см, нижнее — 2,2 см, левое — 2,5 см, правое — 1 см; шрифт Times New Roman, размер 14, интервал — 1,5; выравнивание по ширине, отступ абзаца — 1,5 см (5 знаков). Текст на странице форматируется на всю ширину страницы. Нумерация страниц начинается с цифры два, поскольку первой страницей является титульный лист.
Страницы должны быть сброшюрованы в стандартные папки или типографским способом. .
Объем курсовой работы должен составлять 15-30 страниц набранного на компьютере текста, в том числе таблицы, схемы, графики, рисунки и т.д.
Титульный лист занимает всю страницу, которая не нумеруется. Оформление титульного листа см. в Приложении 2.
Заголовки структурных частей курсовой работы «Оглавление», «Введение», «Глава» «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения» печатаются заглавными (прописными) буквами в середине строк. Так же печатают заголовки глав.

Образец:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой.
Заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), располагая их в середине строк. Для заголовков могут использоваться гарнитуры шрифтов, отличные от гарнитуры основного текста.
Переносы слов в заглавиях не допускаются. Каждая глава начинается с новой страницы, а разделы в пределах главы следуют сплошным текстом. Последующий раздел отделяется от предыдущего двумя межстрочными интервалами. Если название раздела следует сразу же после названия главы, то оно отделяется от названия одним межстрочным интервалом.
В заглавии глав и разделов точка в конце предложения не ставится. Точкой лишь отделяются порядковые номера глав и разделов. Номера глав и номера разделов ставятся арабскими цифрами. Разделы нумеруется в пределах каждой главы (3.1 — третья глава первый раздел; 3.3 — третья глава третий раздел).

Ссылки на литературные источники. На материалы, заимствованные у других авторов (из других источников), а также цитаты, приведенные в тексте курсовой работы, делаются ссылки на автора (источник). Ссылку на источник следует помещать внутри текста, после того, как автор курсовой работы процитирует источник. После окончания цитаты ставят в квадратных скобках порядковый номер источника, как он следует в списке литературы, и номер страницы, на которой находится цитата в первоисточнике.
Образец: «...как считает Ф. Котлер, под рынком понимается такая условная область, в которой осуществляется обмен товар и т.д». [8, с.85].
Это означает, что цитата из Ф. Котлера находится в 8 источнике по составленному списку литературы на 85 странице.
Если ссылаются на каких-то авторов в общем, не цитируя их дословно, то указываются порядковые номера источников в приведенной библиографии.
Образец: «...как считают некоторые авторы, в менеджменте можно выделить три направления» [3,15,22].
Это значит, что авторы, приведенные в списке литературы под номерами 3,15,22, именно так и считают.

Текст курсовой работы иллюстрируется таблицами, рисунками, чертежами, графиками, фотографиями и т.п. Выбор вида иллюстраций зависит от содержания материала, поставленной цели и решаемых задач, творческого воображения автора. Необходимо, чтобы иллюстрации отличались наглядностью и несли дополнительную информацию. Нужно отметить, что защищаемые курсовые работы, в которых использован иллюстративный материал, более предпочтительны и заслуживают более высокой оценки.
При оформлении наглядного материала следует придерживаться следующих правил.

Таблицы. Заголовки таблицы должны отражать основное содержание иллюстрируемого материала и совпадать с их содержательной частью. В таблицах, характеризующих динамику каких-то показателей деятельности физкультурных и спортивных организаций, должно быть указано, к какому периоду времени относятся приводимые в таблице данные.
Сложные и громоздкие таблицы, которые органически не вписываются в текст, также как и другие вспомогательные материалы, следует помещать в Приложение к курсовой работе, делая соответствующие сноски на них в тексте.
Все таблицы нумеруется по порядку в пределах главы. Над тематическим заголовком с правой стороны с прописной буквы пишется слово «Таблица» и ее порядковый номер. Знак № перед цифрой не ставится. Номер таблицы состоит из двух арабских цифр, разделенных точкой. Например, «таблица 2.1» означает, что это первая таблица второй главы.
Таблицы должны содержать названия единиц измерения. Если все показатели таблицы имеют различную размерность, то в таблицу вводится дополнительная графа «единица измерения». Обозначения единиц измерения должно соответствовать стандартной системе СИ. Числовые величины, как правило, должны иметь одинаковое количество десятичных знаков. Дробные числа приводятся в виде десятичных дробей.
При ссылке на таблицу, т.е. когда нужно ее описать, в конце последнего предложения в скобках пишется слово, «таблица» и ее порядковый номер. Например, (таблица 3.2). Каждая таблица сопровождается кратким качественным анализом и выводами, которые этот анализ позволяет сделать.
Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слов «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа. Таблица размещается сразу же после упоминания о ней. Таблицы не разрываются, т.е. не переносятся со страницы на страницу. Если на оставшейся после упоминания части листа таблица не помещается, то продолжается описание текста до конца страницы, а таблица помещается на новом листе.

Рисунки, графики, схемы, фотографии. Для всех иллюстраций принято единое обозначение: «Рисунок». Каждая иллюстрация должна иметь порядковый номер, состоящий, как и у таблиц, из двух цифр — номер главы и номер рисунка. Например, надпись «рисунок 2.3» означает, что эта иллюстрация относится к 2-й главе и имеет порядковый номер 3. Знак № перед иллюстрацией не ставится.
Подпись (название) иллюстрации ставится внизу иллюстрации после ее номера. В тексте при ссылки на графическое изображение точно называется его вид и номер.
Иллюстративные материалы располагаются сразу после ссылки на них. Располагать графический материал, также как и таблицы, следует, так, чтобы их можно было читать без поворота курсовой работы. Если же такое размещение невозможно, то иллюстрации (и таблицы) располагают так, чтобы для их чтения надо было повернуть рукопись по часовой стрелке.
Графики и диаграммы должны иметь масштаб. На все схемы, рисунки, диаграммы, таблицы, приведенные в курсовой работе, в тексте должны быть ссылки. Иллюстрации должны быть прокомментированы, т.е. описаны наиболее существенные моменты, которые следуют из данной иллюстрации.
Таблицы и графический (иллюстративный) материал имеют отдельную нумерацию.

Порядок выполнения курсовой работы

Содержание работы должно соответствовать вопросам плана и излагаться в логической последовательности. В работе должна быть соблюдена необходимая рубрикация и четко прослеживаться разделение на отдельные логически соподчиненные части, каждая из которых снабжается коротким ясным заголовком.
Необходимо выдерживать систематичность и последовательность подачи материала, не допускать перехода к новой мысли или теме пока предыдущая не получила законченного выражения. Отдельная мысль, выраженная одним или несколькими предложениями, выделяется в самостоятельный абзац. Каждый абзац начинается с красной строки.
Нужно придерживаться сложившегося в науке этикета: текст, мысль или утверждение следует формулировать с известной долей осторожности, сомнения, неопределенности: «на наш взгляд», «с нашей точки зрения», «по нашему мнению», «наши данные показали» и т.д. Такая форма отражает уважение автора к другому мнению, другой точке зрения, характеризует преемственность исследований.
В работе не должно быть повторений, частого употребления (злоупотребления) цитат. Необходимо, чтобы цитаты органически увязывались с текстом курсовой работы. Причем, цитаты должны быть абсолютно точны, сверены с первоисточником. И, естественно, ссылка на источник цитирования обязательна.
На последней странице курсовой работы студент ставит свою подпись и дату окончания курсовой работы.
Курсовая работа оформляется в соответствии с указанными требованиями. Если требования не соблюдены, курсовая работа отправляется на доработку независимо от ее содержания.
Оценка за курсовую работу выставляется после ее защиты.
При получении неудовлетворительной оценки работа должна быть выполнена заново, с учетом высказанных на защите замечаний. Повторно выполненную работу следует представить на рассмотрение вместе с первоначальным вариантом работы.

Приложение 1

Примерные темы для курсовых работ:

1. Спорт в системе социальных явлений.
2. Многообразие видов спорта.
3. Актуальные вопросы развития видов спорта.
4. Спортивный отбор, этапы и критерии.
5. Физические качества спортсмена.
6. Цели, задачи и содержание тренировки.
7. Средства тренировки методы их применения.
8. Моральная и психологическая подготовка.
9. Планирование спортивного совершенствования.
10. Прогнозирование спортивных результатов.
11. Контроль и учет спортивного совершенствования.
12. Теоретическая подготовка спортсмена.
13. Тактическая подготовка спортсмена.
14. Физическая подготовка спортсмена.
15. Спортивное долголетие.
16. Основы судейства.
17. Характеристика деятельности тренера-преподавателя.
18. Составление индивидуальных планов тренировки и анализ выполнения.
19. Медико-биологические и психологические особенности спортивной тренировки детей.
20. Современный юношеские спорт.
21. Свободная тема с учётом специфики вида спорта, которым занимается студент.

Приложение 2
Образец титульного листа контрольной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный технический университет»

Кафедра «Философия»

Курсовая работа по дисциплине
«Организация и планирование учебно-тренировочного процесса»

Тема _______________________________

Выполнил студент группы
__(курс, факультет, группа)
(Фамилия, И., О. )______

Проверил
(должность преподавателя)
( Фамилия, И., О.)____

Самара

2015

УМКД ВАЛЕОЛОГИЯ
Материалы к занятиям на заочном факультете

Задания для контрольной работы по дисциплине «ВАЛЕОЛОГИЯ»

Выполнение контрольной работы, предусмотренное учебным планом для заочного обучения, предполагает самостоятельную работу студента с использованем основной и дополнительной литературы по дисциплине, с опорой на методические указания, полученные на первой лекции по данной дисциплине и при выборе задания.
Выполнение контрольной работы является одним из условий допуска студента к зачёту. Контрольная работа должна быть представлена преподавателю на проверку до дня зачёта.
Контрольная работа по дисциплине «Валеология» включает три задания, охватывающих различные разделы курса и предусматривающих различные виды работ.
Общие методические рекомендации по выполнению работы едины для всех, конкретную же тему студент выбирает из приведённого в приложении списка при получении задания и согласовывает с преподавателем.

Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учеб.- 2-е издание., испр. — М.: Флинта: Наука, 2005; 5-е издание — М.: Флинта: Наука, 2007.
2. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум. — М.: Флинта: Наука, 2002.
Дополнительная литература
1. Бах Б. 100 самых популярных способов оздоровления. Рецепты здоровья. — М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.
2. Канке В.А. Философия менеджмента. Учебник для вузов. — М.: КНО.Рус, 2010.
3. Масияускене О.В., Муравянникова Ж.Г. Валеология / под общ.ред. Б.В.Карабухина. — Ростов-н-Д., Феникс, 2011.
4. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2002.
5. Столяров В.И. Философия спорта и телесности. Монография в 2-х кн. — М.: Университет книга, 2011.
6. Поговорим о вашем здоровье. — М.: Изд-во ДРД, 2012.
7. Телль Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. Т.1.- М.: ООО «Издательство АСТ», Астрель, 2001.
8. Чумаков Б.Н. Валеология: Учебное пособие. — М.: Пед. Общество России, 2002.
9. Щадилов Е. Энциклопедия полного очищения организма. — М.; СПб., 2005.

Задание 1. Проект группы здоровья.
К вопросам: Пропаганда здорового образа жизни; Организаця физической тренировки в оздоровительных целях
Вы организуете группу здоровья для определённой социальной группы людей и должны составить проект. Для этого надо:
1. Определить специфику данной социальной группы населения — факторы риска, особенности
образа жизни и трудовой деятельности.
Выбрать основные направления коррекции здоровья и профилактики профессиональных
заболеваний, оптимальные формы организации занятий.
2. Составить план спортивных занятий в группе здоровья:
1. Состав группы: количество участников; возраст (или иные характеристики).
2. Цель занятий: что выработать, сформировать, усилить, устранить, компенсировать и т.д. — в соответствии со спецификой.
3. Режим тренировки: сколько раз в неделю (периодичность), длительность каждой тренировки; уровень нагрузки.
4. Примерные упражнения на тренировке.
5. Возможные итоги занятий (соревнования, тестирование, показательные выступления и т.п.).
3. Запланировать иные виды занятий, кроме спортивных — (Не обязательно)
4. Спланировать рекламу организуемой группы.
1. Придумать название группы.
2. Составить текст рекламы — 5 — 8 фраз, с призывом заниматься в данной группе.
3. Определить, где будет размещена реклама и кто должен на неё откликнуться.
Возможный вариант выполнения задания (на примере дошкольников) приведён в Приложении 1.

Для выполнения задания выбрана социальная группа: (см. Приложение 2)

Задание 2. Написание реферата: Анализ одной из оздоровительных методик
К теме: Современные оздоровительные программы.
План анализа
1. Автор методики — имя, годы жизни, страна, образование, «путь» в валеологию.
2. Содержание методики — основные принципы, средства воздействия, труды основоположника
(если известны).
3. Анализ с позиции физиологии: действующие факторы и механизм оздоровительного
воздействия, кому в первую очередь рекомендуется, возможные противопоказания.
4. Критика методики — положительные и отрицательные стороны.
5. Применение методики в наше время.
6. Личное отношение автора реферата к данной методике.
7. Резюме — краткий вывод из нескольких фраз: суть методики, её оценка, рекомендации к
использованию. (Так, чтобы можно было записать в конспект лекции.)

Обязательно указать источники: печатные и электронные. Объём реферата — 5-7 страниц.
На практическом занятии предполагается выступление по теме реферата.

Для выполнения задания выбрана тема реферата: (см. Приложение 3)

Задание 3. Оценка уровня своего физического здоровья по методике
КОНТРЭКС-2
К теме: Диагностика и оценка уровня здоровья.
Порядок выполнения теста см. в Приложении 4.
В работе следует привести свои баллы по всем показателям, с указанием названия показателя. Вывод — свой уровень физического здоровья.
Приложение 1
Возможный вариант выполнения задания 1

Социальная группа — дошкольники.

1. Специфика: в дошкольном возрасте дети ещё не имеют прочно сформировавшихся привычек и легко воспринимают предлагаемые образцы. Задача: сформировать навыки здорового образа жизни, предотвратить формирование и закрепление вредных привычек. Работа должна вестись в сотрудничестве с родителями. Надо учитывать и то, что дети способны влиять на поведение родителей. Таким образом, есть возможность через детей привлечь к здоровому образу жизни и их родителей. Форма организации занятий — игровая, с частой сменой форм деятельности.

2. План спортивных занятий в группе здоровья:
1. Состав группы:
количество участников — 10-15 человек;
возраст — 4-5 лет.
2. Цель занятий:
сформировать привычку к систематическим занятиям физической культурой, навыки выполнения физических упражнений, повысить уровень двигательных качеств, научить технике безопасности при занятиях физическими упражнениями
3. Режим тренировки:
3 раза в неделю, длительность каждой тренировки — 30 минут,
уровень нагрузки — средний (для данного возраста).
4. Примерные упражнения на тренировке:
упражнения из комплекса утренней зарядки, гимнастические упражнения, элементы
спортивных игр — пионербол, футбол, «весёлые» эстафеты.
5. Возможные итоги занятий:
четыре раза в год (через каждые три месяца) — комплексные соревнования по типу эстафеты, с обязательным приглашением родителей;
в конце весны (т.е. через год) — семейные «Весёлые старты».

3. Иные виды занятий:
1. Викторины по основам валеологических знаний.
2. Конкурс рисунков на тему здорового образа жизни.

4. Реклама организуемой группы:
1. Название — «В путь за здоровьем».
2. Учитывая возраст потенциальных участников, рекламу адресуем их родителям.
«Уважаемые родители дошкольников! Ваши дети пока ещё под вашим крылом, вы защищаете их от всех бед и болезней. Но скоро они начнут обретать самостоятельность и столкнутся со всеми опасностями и соблазнами нашего нездорового общества. Пока не поздно, научите их правильно строить свою жизнь, избегать вредных привычек и сохранить здоровье на долгие годы. Лучше предупредить болезни, чем бороться с их последствиями! В нашей группе дети легко и весело, в игровой форме освоят азы сложной науки „Как всегда быть здоровым“ и вас ещё многому научат. Приводите детей в нашу группу!»
3. Группа рассчитана на детей данного микрорайона, поэтому реклама размещается возле детского сада, на досках объявлений микрорайона, при возможности — на подъездах многоэтажек.
Также планируется устное выступление перед родителями в детском саду (для этого должна быть достигнута договорённость с администрацией).

Приложение 2
Варианты социальных групп для выполнения задания 1

1. Школьники младших классов
2. Старшеклассники
3. Студенты
4. Семьи с детьми
5. Учителя
6. Сотрудники вычислительного центра
7. Водители общественного транспорта
8. Бизнесмены
9. Домохозяйки
10. Лица с ограниченными возможностями здоровья
11. Пенсионеры

12. Возможны и иные варианты по предложению студента и по
согласованию с преподавателем.

Приложение 3

Темы реферата для выполнения задания 2

1. Йога как система оздоровления.
2. Аутотренинг в системе оздоровления
3. Массаж в системе оздоровления
(варианты — ручной, точечный, бесконтактный)
4. Системы закаливания (возможны конкретные системы)
5. Моржевание как система закаливания
6. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой
7. Дыхательная гимнастика К.П.Бутейко
8. Система аэробики К.Купера
9. Система оздоровления Г.С.Шаталовой
10. Система питания и здоровья П.Брэгга
11. Система питания Г.Шелтона
12. Система оздоровления Порфирия Иванова.
13. Система оздоровления Кацудзо Ниши.
14. Система здоровья Н.М.Амосова.

15. Иное — по предложению студента и по согласованию с преподавателем.
Приложение 4
Система валеодиагностики КОНТРЭКС-2
включает 11 показателей и тестов, которые оцениваются следующим образом:

1. Возраст.
Каждый год жизни дает 1 балл. Например, в возрасте 22 лет начисляется 22 балла и т.д.

2. Масса тела.
Нормальная масса оценивается в 30 баллов.
В предлагаемой системе оценки состояния здоровья за каждый килограмм сверх нормы, рассчитываемой по приведенным формулам, вычитается 5 баллов:
мужчины: 50 + (рост — 150) х 0,75 + (возраст-21):4;
женщины: 50 + (рост — 150) х 0,32 + (возраст-21):5.
Подставить в формулу свой рост и возраст.

3. Артериальное давление.
Нормальное артериальное давление оценивается в 30 баллов. За каждые 5 мм.рт.ст. систолического (верхнего) или диастолического (нижнего) давления выше расчетных величин определяемых по ниже приводимой формуле, из общей суммы вычитается 5 баллов:
мужчины: АДсист. = 109+1,5 х возраст + 0,1 х масса тела;
АДдиаст. = 74+0,1 х возраст + 0,15 х масса тела;
женщины: АДсист. = 102+0,7 х возраст + 0,15 х масса тела;
АДдиаст. = 78 + 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела.
Подставить в формулу свои показатели: давление (АДсист -«верхнее», АДдиаст — «нижнее»), возраст, массу тела.

4. Пульс в покое.
За каждый удар меньше 90 начисляется 1 балл. При пульсе 90 и выше баллы не начисляются. Например, пульс 70 в мин. дает 20 баллов.

5. Гибкость.
Стоя на ступеньках с выпрямленными в коленях ногами выполняется наклон вперед с касанием отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохранением позы не менее 2 секунд. Каждый сантиметр ниже нулевой точки, равный или превышающий возрастную норму приведенную для мужчин и для женщин в таблице, оценивается в 1 балл, при невыполнении норматива баллы не начисляются. Тест проводится три раза подряд и засчитывается лучший результат.
Например, мужчина 22 лет при наклоне коснулся пальцами отметки 11 см ниже нулевой отметки. Согласно таблице, норматив для мужчины 22 лет составляет 9 см. Следовательно, за выполнение норматива начисляется 1 балл и 2 балла за его превышение. Общая сумма составляет 3 балла.

6. Быстрота.
Оценивается «эстафетным» тестом по скорости сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. (норма приведена в таблице). За каждый сантиметр, равный возрастной норме и меньше, начисляется 2 балла.
Тест выполняют в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Ассистент берет 40-сантиметровую линейку и устанавливает ее параллельно ладони на расстоянии 1-2 см. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего края ладони. После команды «внимание» ассистент в течение 5 секунд должен опустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее сжать пальцы в кулак и задержать падение линейки. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки. Тест проводится три раза подряд, засчитывается лучший результат.
Например, у мужчины 22 лет результат составил 10 см., что лучше норматива на 4 см. За выполнение нормы насчитывается 2 балла и за его превышение 4×2=8 баллов. Общая сумма 10 баллов.

7. Динамическая сила.
Оценивается максимальной высотой прыжка вверх с места. За каждый сантиметр, равный и превышающий нормативную величину, приведенную в таблице, начисляется 2 балла. Выполнение теста: обследуемый стоит боком к стене рядом с вертикально закрепленной измерительной шкалой (ученическая линейка длиной 1 м). Не отрывая пяток от пола, он как можно выше касается шкалы поднятой вверх более активной рукой. Затем он отходит от стены на расстояние от 15 до 30 сантиметров, не делая шага, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами. Более активной рукой он касается измерительной шкалы как можно выше. Разница между значениями первого и второго касания характеризует высоту прыжка. Дается 3 попытки, засчитывается лучшая.
Например, у мужчины 22 лет результат равен 58 см. Это превышает возрастную норму на 5 см. За выполнение норматива начисляется 2 балла, за превышение — 5×2=10 баллов. Общая сумма 10+2=12 баллов.

8. Скоростная выносливость.
Подсчитывается максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90 градусов из положения лежа на спине за 20 секунд. За каждое поднимание равное и превышающее нормативное значение начисляется 3 балла.
Например, у мужчины 22 лет результат выполнения теста составил 21 поднимание, что превышает возрастную норму на 4. За выполнение норматива начисляется 3 балла, за превышение 4×3=12 баллов. Итого 15 баллов.

9. Скоростно-силовая выносливость.
Измеряется максимальная частота сгибания рук в упоре лежа (женщины в упоре на коленях) за 30 секунд с начислением 4 баллов за каждое сгибание, равное и превышающее норматив.
Например, при тестировании мужчины 22 лет частота сгибания рук в упоре за 30 сек. составила 21 раз. Это превышает возрастной норматив на 4 и дает 4×4=16 баллов, +4 балла за выполнение нормативной величины. Общий итог 20 баллов.

10. Общая выносливость.
Общая выносливость оценивается по результату 10-минутного бега на возможно большее расстояние. За выполнение норматива, приведенного в таблице, начисляется 30 баллов и за каждые 50 м дистанции, превышающей эту величину — 15 баллов. За каждые 50 м дистанции меньше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5 балов. Минимальное количество баллов, набранных по этому тесту, составляет 0. Тест рекомендуется для лиц, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями.
При групповой форме занятий уровень развития общей выносливости оценивают с помощью забегов на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин.

11. Восстанавливаемость пульса.
После 5 минутного отдыха в положении сидя измерить пульс за 1 минуту, затем сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и вновь сесть. Через 2 минуты вновь измерить пульс за 10 секунд и результат умножить на 6. Соответствие исходной величине (до нагрузки) дает 30 баллов, превышение пульса на 10 ударов — 20 баллов, на 15- 10 баллов, на 20-5 баллов, более 20 ударов — из общей суммы следует вычесть 10 баллов.
Например, у мужчины 22 лет частота пульса до бега была равна 70 в минуту, через 10 минут после 10-минутного бега — 72, что практически совпадает с исходной величиной пульса и это обеспечивает 30 баллов.

После суммирования полученных по всем 11 показателям баллов физическое состояние оценивается следующим образом:

— низкое — менее 50 баллов;
— ниже среднего — 51-90;
— среднее — 91-160;
— выше среднего — 160-250;
— высокое — более 250.

Таблица.
Нормативы двигательных тестов для оценки основных физических качеств

Показатель Возраст, лет
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Гибкость , см муж 9 9 9 9 8 8 8 8 8 8 7 7
жен 10 10 10 10 9 9 9 9 9 8 8 8
Быстрота, см муж 13 13 14 14 14 15 15 15 16 16 16 16
жен 15 15 16 16 16 17 17 18 18 18 18 19
Динамическая сила, см муж 57 56 55 53 52 51 50 49 48 47 46 46
жен 41 40 39 38 37 37 36 35 35 34 33 33
Скоростная выносливость,
кол-во повторений муж 18 18 17 17 17 16 16 16 15 15 15 15
жен 15 15 14 14 14 13 13 13 12 12 12 12
Скоростно-силовая выносливость,
кол-во повторений муж 28 27 27 26 26 25 25 24 23 23 23 22
жен 21 20 20 19 19 18 18 18 17 17 17 16
Общая вынос-ливость

или
10-минут-ный бег, м муж 3000 2900 2800 2750 2700 2650 2600 2550 2500 2450 2400 2370
жен 2065 2010 1960 1920 1875 1840 1800 1765 1730 1700 1670 1640
муж
2000м, мин.сек 7.00 7.10 7.20 7.30 7.40 7.50 8.00 8.10 8.20 8.27 8.37 8.46
жен
1700м, мин.сек 8.43 8.56 9.10 9.23 9.36 9.48 10.00 10.12 10.24 10.35 10.47 10.58

За основу взяты разработки:
Душанин С.А., Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я. «Самоконтроль физического состояния», 1980 г.,
Душанин С.А., Иващенко Л.Я., Пирогова Е.А "Тренировочные программы для здоровья, Киев, 1984 г.Nike Zoom Shift Shoe

 

Главный корпус:
443100, Самара
Ул. Молодогвардейская, 244
8 (846) 278-43-11
rector@samgtu.ru

Приемная комиссия:
8 (846) 242-36-91
Факультеты:
Автоматики и информационных технологий
Теплоэнергетический
Электротехнический
Машиностроения, металлургии и транспорта
Нефтетехнологический
Инженерно-технологический
Химико-технологический
Пищевых производств
Инженерно-экономический
Гуманитарного образования
Заочный
Дистанционного и дополнительного образования
Повышения квалификации
Прием 2019:
Особенности приема
Иностранным гражданам
Новости
Подготовительные курсы
Статистика
Сайты СамГТУ:
Старый сайт
Эндаумент фонд
Редакция сайта:
443100, Самара
Ул. Молодогвардейская, 244
учебный корпус №8, кабинет 11
tehnopolis.63@yandex.ru
Федеральные порталы:
Министерство образования и науки РФ
Российское образование
Приволжский федеральный округ
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых информационных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Библиотека
Телефоны
Почта
Главный корпус:
443100, Самара
Ул. Молодогвардейская, 244
8 (846) 242-36-91

Приемная комиссия:
8 (846) 242-36-91
Редакция сайта:
443100, Самара
Ул. Молодогвардейская, 244
учебный корпус №8, кабинет 11
Прием 2015:
Особенности приема
Иностранным гражданам
Информация для зачисленных
Факультеты:
Автоматики и информационных технологий
Теплоэнергетический
Электротехнический
Машиностроения, металлургии и транспорта
Нефтетехнологический
Инженерно-технологический
Химико-технологический
Пищевых производств
Инженерно-экономический
Гуманитарного образования
Заочный
Дистанционного и дополнительного образования
Повышения квалификации
Библиотека
Телефоны
Почта
Федеральные порталы:
Министерство образования и науки РФ
Российское образование
Приволжский федеральный округ
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых информационных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов